Алиса Никольская,
«Русский курьер», 20 октября 2004 г.
Буквально за последние дни в театральной Москве прибавилось сразу два
детских зрелища — «Кот в сапогах» в Театре Пушкина и «Необычайные
приключения Т. С. и Г. Ф. по Марку Твену» в МТЮЗе. Последний хоть и
расшифровывается как театр юного зрителя, однако давно и прочно считается
«взрослым» театром. Не менее «взрослым», чем «Пушка». «Кот…», как и
предыдущее детское сочинение Пушкинского — «Остров сокровищ», поставлен
актером-режиссером Евгением Писаревым. И по настроению, и по качеству
спектакль далек от сюсюканий детского утренника: это боевое, задорное,
красочное и смешное зрелище. Сказка Шарля Перро переписана стихами (автор
пьесы — Евгений Фридман); а где стихи, там и музыка. В итоге получился
«почти что мюзикл» с отличными музыкальными номерами. «Кот…» подходит для
самого разного возраста: совсем мелкие изучают красивую картинку и смотрят
на танцующего кота с кордебалетом из кошек, а те, кто постарше (вплоть до
родителей) откликаются на вполне сегодняшнюю историю. Смысл которой: не
важно, кем ты родился, главное — превратиться в незаурядное существо, и
можно завоевать мир. Непрактичным мечтателем оказывается обладатель кота
Жан-Пьер (Владимир Жеребцов), юноша, поигрывающий на гармошке и взывающий к
небесам. Однако небеса глухи, а беды, равно как и победы, имеют земное
происхождение. Олицетворение первых — людоед Арженсак (Илья Барабанов),
личность демоническая по виду и корыстная по сути. За победы же отвечает Кот
(Александр Матросов), нахал и умница, персонаж пробивной и способный на все,
особенно если это пахнет выгодой и не грозит кровавыми последствиями.
История Кота — прямое руководство «как сделать карьеру». Он активно гоняет
себе подобных, выбиваясь в лидеры, аккуратно заискивает перед власть
придержащими — эстетствующим романтичным королем (Александр Арсентьев) и его
бойкой дочерью (Ксения Васильева), и использует собственного хозяина для
удовлетворения личных амбиций. Кажется, что для этого Кота важнее не хозяину
замок да невесту раздобыть, а продемонстрировать: вот, мол, что я умею. В
«Коте» заняты только молодые актеры Пушкинского, и, быть может, впервые о
них можно говорить как о самостоятельной команде — настолько слаженно они
работают. И технически (поют, рэпуют, отлично двигаются), и актерски, точно
соблюдая грань между безыскусностью и иронией. А приходящие на спектакль
девочки, влюбляясь в красивого короля, вырабатывают верную театральную
ориентацию...